- чёртова кукла
- 1) кто Хитрая, злая, коварная, вредная женщина.Имеется в виду, что лицо женского пола (Х) обладает свойством, чертой характера, состоящими в склонности к обману, изворотливости, к содержащим злой умысел поступкам, часто прикрытым внешней доброжелательностью; к использованию непристойных средств в достижении своих целей. Говорится с неодобрением, с осуждением или с презрением. Обычно ед.ч. В роли именной части сказ. или доп. Порядок слов-компонентов нефикир.
- У неё жуткий характер. На твоём месте я бы не связывалась с ней, обязательно подведёт или обманет. Она - кукла чёртова, подлая и льстивая. (Реч.)- Сколько можно врать и выкручиваться? Ты - чёртова кукла. От тебя только зло одно исходит. (Реч.)
- Я решила начать новую жизнь. Не хочу больше быть источником бед и несчастий других. Лучше быть божьим одуванчиком, чем чёртовой куклой. (Реч.)
- Ты хочешь на ней жениться? А ты знаешь, как её называют? Чёртовой куклой. Приглядись к ней повнимательней, прежде чем принимать окончательное решение. (Реч.)
2) кто Соблазнительная, кокетливая, обольстительная, пленительная женщина.Имеется в виду, что лицо женского пола (Х) использует своё поведение, манеры, туалеты, внешний вид для осуществления личных намерений и желаний, для достижения своих личных целей и планов. Говорится с одобрением, если говорящему нравится поведение и внешний вид лица, или с неодобрением, если говорящему - не нравится. неформ. Обычно ед. ч. В роли подлеж. или доп.Чёртова кукла
- женщина-вамп, женщина-секси, затянутая в глянцевую кожу. Она существует в чёрном и красном цвете, <...> любит всё экстремальное; одежда для неё - манифестация эмоций и желаний. HelenSITE, 2002.Под элегантным пальто ты можешь спрятать сумасшедшую мини-юбку и, придя на работу степенной дамой, снять пальто и преобразиться в эдакую чёртову куклу. Мелисса, 2002.культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к древнейшим мифологическим представлениям о сверхъестественном существе, олицетворяющем собой, подобно злому духу, дьяволу, сатане, злое начало мира, противопоставляемое доброму началу (Богу). У восточных славян чёрт - родовое понятие, часто объединяющее всю нечисть. В народных легендах само происхождение нечисти связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах (в русских легендах - об ангелах, уставших славить Бога). Черти, в соответствии с народными верованиями, постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам ("вводят во грех"). (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 2000. С. 625.) фразеол. восходит к древнейшим архетипическим оппозициям "мужчина - женщина", "добро - зло". В образе фразеол. компонент чёртова соотносится с религиозно-антропоморфным кодом культуры и символизирует всё негативное, что исходит от обитателя и владыки ада (подземного мира, где мучаются души грешников), а потому низкое, непристойное, грязное, греховное; компонент кукла (игрушка - предмет, созданный и используемый для забавы, развлечений) соотносится с вещным кодом культуры. В образе фразеол. компонент кукла метафорически осмысляется как марионетка "человек, являющийся послушным орудием в чужих руках, чьими действиями и поступками управляют", а также (в данном случае) как "человек, подчиняющийся злому началу, недобрым, безнравственным, корыстным помыслам". Образ фразеол. в целом создаётся метафорой, уподобляющей человека с определёнными чертами характера, поведением, манерами вещи, принадлежность которой мифическому существу - чёрту - служит причиной неприязненного, недоброжелательного, враждебного отношения к ней; вызывает чувство опасности, настороженности. В создании образа фразеол. участвует также олицетворение. Употребление кукла по отношению к мужчине уподобляет его глупому, бездушному, безвольному существу, что способствует усилению неприязненного к нему отношения, поскольку противоречит стереотипному образу настоящего мужчины и свидетельствует о том, что говорящий крайне раздражён поведением, поступком мужчины и в высшей степени осуждает их. В создании образа фразеол. участвует также представление о связи женщины с нечистой силой, с чёртом (дьяволом, сатаной), источником которого является библейский сюжет. Чёрт (сатана, дьявол) в образе змия предлагает женщине попробовать плодов с Древа познания, тем самым нарушить запрет Бога. Женщина соглашается: ест плоды сама и даёт их мужчине, что кладёт начало грехопадению Человека (Быт. 3). В образе фразеол. отображено стереотипное представление о женщине как об источнике искушения, соблазна, злого начала, греха. см. в библейском тексте: "Множеством ласковых слов увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошёл за нею, как вол идёт на убой, и как олень на выстрел" (Притч. 7: 21, 22). см. также сходные по образу выражения чёрт в юбке, чертовка, а также в фольклоре: Уху сладко, глазам падко, а съешь - гадко; Голосок соловьиный, а жало змеиное; Баба да бес - один у них вес; Где сатана не сможет, туда бабу пошлёт; Куда чёрт не поспеет, туда бабу пошлёт. Образ фразеол. отображает стереотипное обиходно-бытовое представление о типично женских качествах (о хитрости, коварстве), используемых для достижения своих целей. Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. Devil"s puppet, франц. la poupée du diable (diablessee). автор: И. В. Зыкова- Ты зачем так вырядилась? Не строй из себя чёртову куклу, соблазнительницу, которая пойдёт на всё, чтобы добиться своего. Тебе это не идёт. Ты довольно нелепо выглядишь. (Реч.)
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.